On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
Форум создан для того, чтобы было где обсудить книги ирландской писательницы Этель Лилиан Войнич, найти единомышленников и просто приятно провести время

АвторСообщение
Клон Дарта Вейдера




Сообщение: 8
Зарегистрирован: 15.08.09
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.08.09 10:50. Заголовок: "Звездные войны" и "Овод"


Параллели между "Оводом" и "Звездными войнами" начинаются сразу с главных героев - отца и сына, между которыми и происходит конфликт, причем не только в политической плоскости, но и в сфере морально-этической. Отцы в обоих произведениях представляют империю (Вейдер - просто Империю, а Монтанелли - Автрийскую империю :) ), а сыновья хотят эту империю уничтожить. Точно такой же (если не более сильный) конфликт идет по линии джедай/ситх и верующий/антитеист. Еще одной параллелью является то, что оба сына узнают о том, кто именно их отцы при достаточно драматических обстоятельствах, после чего только и остается, что прыгнуть в шахту/в воду . Кульминацией же обоих произвений является ситуация, когда отец вынужден решать судьбу сына, причем выбор стоит однозначный - выбрать сына=отказаться от своих прежних убеждений, и сыновья очень активно убеждают своих отцов перейти на свою сторону.

Вот тут и возникает вопрос, почему же в "Звездных войнах" Люк спас отца и себя ("Ты уже спас меня" (с) Вейдер), а в "Оводе" дело заканчивается смертью обоих, и никакого спасения нет и в помине. Мне кажется, тут дело в том, что Люк, будучи на Светлой стороне, смог своего отца простить за все, а вот Овод этого сделать не смог. В результате в ЗВ прощение сына спасет отца и самого сына, а в "Оводе" непрощение сына убивает обоих.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 10 [только новые]





Сообщение: 2
Зарегистрирован: 15.08.09
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.08.09 23:13. Заголовок: Да. Овод не простил...


Да. Овод не простил... Ты права.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Клон Дарта Вейдера




Сообщение: 10
Зарегистрирован: 15.08.09
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.08.09 08:58. Заголовок: Танка Морева Именн..


Танка Морева

Именно в этом, по-моему, вся проблема. Причем он вроде как даже хотел простить, но не мог :(

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 1
Зарегистрирован: 18.10.09
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.10.09 17:03. Заголовок: Понять значит прости..


Понять значит простить. Банально, но факт А Овод и не пытается понять. При всем моем уважении к этому сильному во всех отношениях персонажу, меня в нем всвгда пугала неспособность (если не нежелание) выслушать мнение другой стороны и попытаться вникнуть в мотивы поступков других людей.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Клон Дарта Вейдера




Сообщение: 19
Зарегистрирован: 15.08.09
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.10.09 21:12. Заголовок: Мarie Приветствую ..


Мarie

Приветствую на форуме! :)

Я думаю, что проблема Овода глубже, чем просто нежелание понять другого. Меня всегда пугала фраза (из эпизода в соборе Бризигеллы) "хочешь простить, стремишься простить, но простить нельзя, простить не смеешь". То есть вроде и желание есть, и в то же время какой-то внутренний "предохранитель" мешает таки сделать это... Не знаю, почему.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
По ту сторону огня




Сообщение: 6
Зарегистрирован: 23.10.09
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.10.09 17:44. Заголовок: katalina пишет: Мне..


katalina пишет:

 цитата:
Мне кажется, тут дело в том, что Люк, будучи на Светлой стороне, смог своего отца простить за все, а вот Овод этого сделать не смог. В результате в ЗВ прощение сына спасет отца и самого сына, а в "Оводе" непрощение сына убивает обоих.


ИМХО, они оба простили:)
Ведь смысл действия Люка тоже заключался в том, чтобы вытащить отца из-под власти темной стороны, так?:) И Люк тоже не принимает мотивов и поступков Вейдера, а пытается его переубедить.
Разница в том, на мой взгляд, что в "ЗВ" противоборствующие стороны явно обозначены как "зло" и "добро". И Вейдер сознает, что служит тьме, просто думает, что его уже не переделать.
В "Оводе" такого нет - там и Артур, и Монтанелли считают свою сторону правой, "светлой", а сторону противника "темной".
Причины? Я думаю, они в том, что у Вейдера и Люка одинаковый опыт юности: они оба служили светлой стороне, поэтому могут понять друг друга. У Овода и Монтанелли жизненный опыт противоположен.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Клон Дарта Вейдера




Сообщение: 27
Зарегистрирован: 15.08.09
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.10.09 21:56. Заголовок: Фрайдис пишет: Ведь..


Фрайдис пишет:

 цитата:
Ведь смысл действия Люка тоже заключался в том, чтобы вытащить отца из-под власти темной стороны, так?:) И Люк тоже не принимает мотивов и поступков Вейдера, а пытается его переубедить.



Разница тут не в целях, а в методах. Люк ничего от отца не требует, разве что помощи просит, когда его император начинает молниями лупить. А Овод и от помощи отказывается, и (ну, как я это понимаю) требует, чтобы Монтанелии сделал выбор, который для него невозможен в принципе. В моем понимании нахождение на Светлой стороне, так же как и на Темной, зависит не от целей, а от методов. Цель-то может быть и благой, но если ради нее кто-то готов творить зло, то это уже очевидная ТСС. Так что неважно, кого в наших ситуациях считать правыми с политически-идеологической точки зрения, отцов или детей, все равно все определяют методы.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 7
Зарегистрирован: 18.10.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.10.09 22:35. Заголовок: Прежде всего скажу, ..


Прежде всего скажу, что поведение сыновей мне представляется абсолютно идентичным. Вплоть до параллелизма в некоторых репликах.
И поэтому никак не могу согласиться с тем, что:
katalina пишет:

 цитата:
Люк, будучи на Светлой стороне, смог своего отца простить за все, а вот Овод этого сделать не смог.


Поскольку слова Овода говорят совсем об ином:
"О, это слишком! Это слишком! Что я вам сделал? Кто дал вам право так думать обо мне? Точно я собираюсь мстить! Неужели вы не понимаете, что я хочу спасти вас? Неужели вы не видите, что во мне говорит любовь?
"

Слова "простить не смеешь" относятся к более раннему периоду - ну так и Люк с Вейдером между V и VI частями успели побыть врагами, и Люк, собственно, участвует в атаке на базу отца. Решение сдаться пришло к нему не сразу (подозреваю, что прямо на месте, в деревне аборигенов - очень уж он там выглядит тяжело задумчивым).
Смысл поступка обоих совершенно одинаковый - поставить отца между выбором, или жизнь сына, или служение повелителю (Императору или церкви соответственно). Оба сознают, что рискуют жизнью, но не сомневаются, что правда на их стороне, и что отец попросту заблуждается и отрицает свою истинную сущность:
"В тебе ещё есть остатки добра! Император не полностью выжег их из тебя." = "Что у вас общего с этим мёртвым скопищем кумиров и священников? Ведь они - прах ушедших веков! Они прогнили насквозь, от них веет тленом! Уйдите от чумной заразы церкви - я уведу вас в светлый мир."
"И именно поэтому ты не отведёшь меня к Императору" = "Padre, я всегда любил вас, всегда! Даже в ту
минуту, когда вы нанесли мне смертельный удар! Неужели вы убьете меня еще раз?"

Точно так же, как Овод опустил револьвер перед отцом, так и Люк опустил меч в финале, хотя оба понимали, что это может стоить им жизни.
А последнее, на грани смерти "Отец! Отец!" = "Padre, вернитесь!"

Вся разница - в поведении именно отцов.
И причин на это есть довольно много.
Одну из них уже озвучила Фрайдис:
Фрайдис пишет:

 цитата:
Разница в том, на мой взгляд, что в "ЗВ" противоборствующие стороны явно обозначены как "зло" и "добро". И Вейдер сознает, что служит тьме, просто думает, что его уже не переделать.
В "Оводе" такого нет - там и Артур, и Монтанелли считают свою сторону правой, "светлой", а сторону противника "темной".


Джедаи и ситхи в ЗВ - это две части одного противоположные учения, взаимно дополняющие друг друга идеологии. Они сходятся во взглядах на сам мир, как он есть, различаются "лишь" тем, какую стратегию в этом мире выбрать и каких принципов придерживаться. У них одинаковая терминология, схожий псевдофеодальный уклад. Они прекрасно понимают идеологию друг друга.
"Тёмная сторона проще, доступнее." - объяснял различие Йода. И Анакин в III части перешёл на неё, потому что это был единственный верный, доступный (как казалось) способ спасти любимого человека. Перешёл с полным сознанием того, что делает и зачем это делает.
В то же время, церковники и революционеры в "Оводе" - совершенно разные культуры, их картины мира не имеют аналогичных черт. Понять противника так сразу невозможно - можно только довериться, закрыть глаза и шагнуть вперёд, а это куда страшнее.
Далее. Надо сказать, сюжет ЗВ значительно упростил задачу Вейдеру. Перед его глазами сразу открылось то, до чего Монтанелли мучительно доходил постфактум - явное предательство власти по отношению к своему служителю. Учитель, хозяин Палпатин науськивал Люка убить его, а мятежный сын, напротив, отбросил меч. Тут как-то и сомнений не остаётся, на чью сторону становиться, и выбора никакого уже не осталось, кроме положительного.
Для сравнения - если бы при последнем разговоре Монтанелли и Овода в камеру решил наведаться полковник (полный аналог Палпатина, надо сказать), и услышав слова о побеге, наставил бы на обоих револьвер - вот это была бы в точности та же картина. Думаю, и Монтанелли здесь действовал бы решительно (а что ещё оставалось бы?) Но Войнич "для чистоты эксперимента" решила оставить его наедине со своими сомнениями.
Далее. Овод и Монтанелли своим решением отвечают и за судьбу других людей - революционеров и жандармов, которые из-за этого могут поубивать друг друга. Героям ЗВ опять-таки проще - битва в космосе уже кипит, и её исход решается не здесь, в тронном зале, а далеко, на поверхности спутника, и совсем другими людьми, а здесь выясняют только личный вопрос - как разберутся между собой Люк, Вейдер и Палпатин.
И наконец. Очень уж различаются личности отцов. Сами по себе.
Вейдер - воин, рыцарь, полководец - прям и решителен. Он не пытается облегчить свою совесть и не ищет компромиссов. Он верен присяге и способен ради неё взять грех на душу (что неоднократно доказывал в предыдущих частях). В финале он всё же доставил Люка к Палпатину и сражался с ним, кажется всерьёз - мог бы и убить, если бы Люк не оказался сильнее. И "последней каплей" для него стало предательство Палпатина - тогда он столь же прямо и бескомпромиссно сбросил своего повелителя, кажется, в реактор станции. Характером он больше похож на Овода и Люка, чем на Монтанелли. У него есть чёткий внутренний кодекс, благодаря которому он каждую секунду знает как поступить.
Монтанелли же приходит к своему выбору с изрядным количеством противоречий в своей душе, и столкновение с прошлым выявляет эти противоречия. Сравнивая его с Вейдером (очень интересная тема, спасибо, кстати, за неё!) я начал думать, что эти противоречия лежат ещё глубже, чем казалось. В отличие от Вейдера, он на своей стороне чужой - за глаза его называют "безумцем" и "камнем не шее" и лишь пользуются его популярностью в народе - как он мог не замечать этого многие годы? Католичество говорит, что религиозную благодать можно получить только из рук церкви, потому Монтанелли резонно не видит различия между одним и другим - но оно также утверждает, что не бывает потенциально неисправимых грешников и непрощаемых грехов - так можно ли было открещиваться от человека словами "Нам больше не о чем говорить" из-за мимоходом брошенного богохульства? Как, наконец, получится у него "сойти в могилу с руками, не запятнанными ничьей кровью", когда само его положение требует принести в жертву не одного, так других? Желание быть безгрешным - это страшный грех, один из худших вариантов гордыни, недопустимый для христианина, тем более священника (не уверен за другие ветви христианства, но в католичестве это так). К безгрешности надо стремиться, но её невозможно достигнуть.
Сама деятельность Монтанелли - в этой власти и на этом посту - несёт разрушительный заряд для его личности, который сработал именно в этом месте. Даже когда Монтанелли пришлось судить не родного сына, а незнакомого
революционера Ривареса, он уже встал в нравственный тупик. Оттого, что тот оказался его сыном, ситуация стала намного ещё страшнее.
Монтанелли и Вейдер - совершенно разные люди. Творя суд, Монтанелли выглядит столь же неестественно, как выглядел бы Вейдер, лечащий и утешающий крестьян. Его характер не соответствует этой роли, его благородная задача - спасать людей и помогать им, а судить и воевать - дело людей иного склада. Если бы Монтанелли поступил как Тарас Бульба, преодолел бы отцовскую любовь и сознательно осудил бы сына на смерть - вероятно, я уважал бы его больше: он был бы совершенно не прав, но хотя бы соответствовал своей роли судьи. Именно это получилось бы и у Вейдера, если бы он одолел сына в бою или если бы Император сразу же убил бы Люка (а ведь могло бы быть и так). Я считаю, что Монтанелли ошибся, но ошибки он совершил раньше. Ошибка - что он священник, ошибка - что он политический лидер, управляющий другими людьми, возможно, ошибка - даже то, что он убеждённый христианин. Именно эти противоречия разрушают его душу в конце. Помогать людям можно ведь и не приобщаясь к какой-либо власти с её страшными обязанностями.

В конце Вейдер говорит сыну: "Ты спас меня". Если вдуматься - чем? Не тем ли, что поставил его перед таким страшным выбором, открывшим в итоге истину, оторвавшим его от его мрачного прошлого. Если бы Палпатин убил Люка - считал бы Вейдер себя спасённым, несмотря на то, что Люк перед смертью его простил?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
По ту сторону огня




Сообщение: 11
Зарегистрирован: 23.10.09
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.10.09 02:43. Заголовок: katalina пишет: Люк..


katalina пишет:

 цитата:
Люк ничего от отца не требует, разве что помощи просит, когда его император начинает молниями лупить.


Оййй, мне тут самой хотелось наподдать императору как следует
Тогда требовать уже поздно:) Выбор он ставил перед Вейдером раньше, когда сдавался: презентовать сына императору и остаться верным темной стороне или предать империю и вернуться к добру. Только Люк, в отличие от Овода, был более уверен, что Вейдер им не пожертвует.
Serg пишет:

 цитата:

Прежде всего скажу, что поведение сыновей мне представляется абсолютно идентичным. Вплоть до параллелизма в некоторых репликах.


Вот мне тоже так кажется. Даже условия в чем-то параллельны: Люк сдался, потому что не хотел убивать Вейдера, Овод не смог скрыться, потому что не хотел убить Монтанелли.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 9
Зарегистрирован: 18.10.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.10.09 20:26. Заголовок: katalina пишет: Раз..


katalina пишет:

 цитата:
Разница тут не в целях, а в методах. Люк ничего от отца не требует, разве что помощи просит, когда его император начинает молниями лупить. А Овод и от помощи отказывается, и (ну, как я это понимаю) требует, чтобы Монтанелии сделал выбор, который для него невозможен в принципе.


Разве? "Пойдём со мной!" говорит Люк отцу, и когда тот отвечает таким же требованием, говорит: "Я не изменюсь. Тогда тебе придётся меня убить." Вообще, их разговор в сцене ареста - практически краткий конспект последнего разговора Овода и Монтанелли: та же последовательность, та же логика. Разве что Вейдер после этой фразы сына сделал свой выбор тут же и без колебаний: "Такова твоя судьба." Только вот ему в самый последний момент выпал случай этот выбор изменить, а Монтанелли - нет. :(

Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
Клон Дарта Вейдера




Сообщение: 37
Зарегистрирован: 15.08.09
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.12.09 17:07. Заголовок: Serg Вообще, их ра..


Serg

Вообще, их разговор в сцене ареста - практически краткий конспект последнего разговора Овода и Монтанелли: та же последовательность, та же логика.

Именно! Мне вообще очень нравится такое сходство в столь разных вроде бы произведениях.

Только вот ему в самый последний момент выпал случай этот выбор изменить, а Монтанелли - нет. :(

Вейдер изменил мнение именно потому, что увидел Свет с помощью Люка, Люк как бы выступил проводником Света (не знаю, достаточно понятно ли я выражаюсь, я привыкла обсуждать ЗВ на специализированных форумах, гд термины уже устоялись и их значение не вызывает разночтений, если что, я объясню подробнее), а вот Монтанелли Овод такого шанса не дал, так как в терминах ЗВ сам находился на Темной стороне, и Монтанелли это видел: "Не мир, но меч..." и так далее...

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  2 час. Хитов сегодня: 2
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет